Качество образования как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы определено с п.29 ст. 2 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
Статьей 95 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» определяются требования к независимой оценке качества образования.
Необходимость обеспечения качества образовательной деятельности предусмотрена также федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования и среднего профессионального образования.
Изменение в 2021 году процедуры государственной аккредитации определило обязательный характер наличия внутренней системы оценки качества образования (далее ВСОКО). Утверждение аккредитационных показателей по образовательным программам различного уровня образования (приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25 ноября 2021 года №1094 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования», приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 29 ноября 2021 года №869 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам среднего профессионального образования») предопределило минимальный уровень требований к ВСОКО.
На сегодняшний день качество образования в образовательных организациях оценивается на двух уровнях:
♦ внешнем, когда оценку проводит государство (в рамках государственной аккредитации) или сторонняя организация (в рамках независимой оценки качества образования в форме международной, профессионально-общественной или общественной аккредитации и пр.)
♦ и внутреннем, когда образовательная организация оценивает себя самостоятельно (в рамках внутренней системы оценки качества образования, далее — ВСОКО).
Оценка качества образования проводится с целью обеспечения гарантий качества образования и его соответствия запросам и ожиданиям потребителей образовательных услуг. Это позволяет исключить риски и угрозы при реализации образовательных программ и способствует обеспечению открытости и доступности информации об образовательной деятельности университета.