«Дорога жизни» по формуле М.М. Корунова. Научный полк УГЛТУ

«Прошу стипендиальную комиссию назначить мне стипендию, так как еще со времени обучения в средней школе я всецело находился на обеспечении государства, ввиду крайне бедного состояния моих родителей. Отказ от стипендии может меня выкинуть из вуза, так как помощи со стороны не имею, а также и заработка. В 1924 году кроме кружковой работы бел преподавателем на курсах по подготовке к рабфаку при фабрике им. В.И. Ленина. Сейчас назначен также преподавателем в подшефную школу УПИ. Прошу не отказать в моей просьбе». Корунов Михаил Михайлович, 1 ноября 1925 года.

А положение будущего ученого, который внесет свой весомый вклад в оборону страны на тот момент и правда было плачевным. Михаил родился 7 ноября 1903 года в деревне Ново-Алексеевская Таллинской волости Бузулукского уезда Самарской губернии.

Родителей не стало рано, мать умерла в 1912, отец в 1918 году. Согласно справке сельсовета, имущественное положение отца Михаила Осиповича заключалось в одной корове, доме с надворными постройками, амбаром и плугом.

После окончания церковно-приходской школы Михаил поступил в Бузулукское реальное училище. Дед договорился со своим бывшим товарищем сапожником-кустарем о том, что Михаил будет работать подмастерьем за угол и стол и учиться.

В 1923 году закончил школу и был направлен уездным отделом народного образования в Самарский сельхозинститут на лесное отделение, после закрытия которого был переведен в Екатеринбург в УПИ, который закончил в 1929 году по лесопромышленному факультету, получив звание инженера-лесотехнолога. Во время учебы ежегодно почти по полгода работал на производстве. Несмотря на тяжелое финансовое положение умудрялся финансово поддерживать своего брата Федора, который учился в Бузулукском техникуме. Именно по этой причине, получение стипендии для Михаила было жизненно необходимым.

А стипендию еще нужно было заслужить. Студенты ежегодно подавали декларации, и бедность не было основанием для начисления стипендии. Учитывался вклад в общественную работу, успеваемость. Даже количество сданных зачетов в процентах. И Михаил, работая и учась, очень старался. В 1925 году доля сданных зачетов была уже 117%, в 1926 году - 181%, в 1927-1928 года у Корунова этот показатель составлял 250%. Экзамены и зачеты сдавались раньше срока, брал Михаил на себя и повышенные обязательства, расширяя количество изучаемых предметов, нагружая себя общественной нагрузкой.

В своей автобиографии напишет: «…на удивление профессорско-преподавательский состав вуза сочли возможным оставить меня в аспирантуре в должности ассистента, а потом младшим научным сотрудником Уральского отделения института древесины».  

В 1930 году Михаил будет переведен на постоянную работу во вновь созданный Уральский лесотехнический институт, где он проработает всю жизнь. Сначала ассистентом, преподавателем, потом доцентом по сухопутному лесотранспорту (звание получит по решению Управления Кадров Наркомлеса еще до получения степени кандидата наук). Затем займет должность заведующего кафедрой транспорта леса, одновременно совмещая эту должность с заместителем директора по учебной и научной работе.  

23 октября 1935 года Совет Архангельского лесного института, единогласно признавая ряд работ доцента Корунова, имеющими характер диссертации, поддержало ходатайство перед ВАК ВКВТО о присвоении ему ученой степени кандидата технических наук без защиты диссертации. И в 1938 году Ленинградская лесная академия им. С.М. Кирова удовлетворила это ходатайство.

В 1936 году был принят в сочувствующие ВКП (б), а в 1937 году исключен в связи с делом профессора Н.М. Жуликова, ассистентом которого ранее работал. (редак. Николай Михайлович Жуликов первый заведующий кафедрой ТОЛП, была арестован 10 мая 1937, 2 августа приговорен к высшей мере наказания и в этот же день расстрелян).  В ряды КПСС вступит уже на фронте в 1943 году.

А в июне 1941 года добровольно откажется от брони и в июле уйдет добровольцем в Красную армию, где прослужит до 1 января 1946 года в должности помощника и старшего помощника начальника дорожного отдела 36-й армии. «За эти годы я приобрел и значительно пополнил свои практические и теоретические знания в области строительства и эксплуатации военно-автомобильных дорог», напишет он лишь однажды, упоминая войну.

боевой путь 36-й армии

До 1941 года, по словам Корунова, его практическая работа ограничивалась в лучшем случае руководством проектно-изыскательских работ, то есть выполнением приказов реконструкцией и строительством лесовозных дорог с механической тягой по заказам промышленности. При этом было выполнено 10 проектов с осуществленным строительством.

Среди этих работ будут направления, которые позволят в будущем спасти немало жизней жителей Ленинграда и солдат Красной Армии. Среди них снежно-ледяные дороги, которыми Корунов занимался в конце 30-х годов. Он искал максимально доступный и эффективный способ тракторной вывозки леса в зимний период. Изучал сопротивление движение саней в зависимости от количества полозьев, веса, температуры воздуха, большая опытная работа проводилась по намораживанию льда на дорогах различными методами. Работа проводилась с целью оказания конкретной практической помощи в развитии стахановского движения в лесозаготовительной отрасли. А в итоге, станет еще и началом работы по организации переправ для военных.

Стоит отметить, что известный профессор, доктор физико-математических наук Борис Петрович Вейнберг, занимающийся вопросами физики твердого тела, давая рецензию на исследования Корунова по исследованию сопротивления движения саней по снежно-ледяным дорогам, был в крайнем восторге от работы уральского ученого:  «Работа представляет выдающийся интерес. Она заставляет желать скорейшего появления в печати».

Сохранившееся рецензии на исследования Корунова показывают, что современники находили их кране новаторскими, интересными и выдающимися, хотя и отмечали некую небрежность автора в оформлении результатов исследовательского материала.  В тоже время отмечается, что работы автора оформлены настолько понятным языком, что даже специалисты иных ведомств в состоянии понять их практическую пользу. Об этом говорят рецензии, которые появляются в 1939 году от специалистов из военных ведомств.

«Работа М.М. Корунова «Расчет ледяных переправ для автобронетанковых войск северного и восточного Союза имеет большое практическое значение, - пишет инженер-бронетанкист Руссков (ред. инициалы автора не сохранились), - В практике автобронетанковых войск часто встречаются случаи, когда необходимо переправить через водоемы или реки тяжеловесящие колонны войск. До сих пор командиры РККА не имеют по этому вопросу достаточно обоснованного и доступного материала. Работа инженера Корунова в достаточной степени разрешает практическое проектирование ледяных переправ, расчета льда на прочность и увеличение прочности льда. Материал сконцентрирован конкретно и доступно для среднего командира, к тому же приведенные расчеты имеют достаточное теоретическое обоснование для исполнителей переправ. Считаю, что данная работа может быть использована в качестве учебного пособия в боевой подготовке комсостава автобронетанковых войск РККА».

 На фронте М.М. Корунов в составе 36 армии  занимался внедрением новых способов устройства зимних аэродромов и войсковых дорог. Его разработки рассматривались инженерным комитетом Красной Армии, после чего директивами рассылались во все армии.

В основу расчетов «Дороги жизни» на Ладожском озере были положены формулы, представленные Коруновым в брошюре «Расчет ледяных переправ» 1940 года издания.

Воспоминаний о боевом пути Михаила Михайловича практически не осталось. Известно, что он принимал участие в боях против Квантунской армии.

После демобилизации 4 января 1946 он будет вновь зачислен в УЛТИ доцентом и заведующим кафедрой сухопутного транспорта леса.  Вернется к исполнению обязанностей заместителя директора по учебной и научной работе, с которой уйдет в 1955 году, так как после смерти супруги был вынужден самостоятельно заниматься воспитанием детей.

С этого момента станет больше уделять времени учебно-методической работе на кафедре, помощи молодым ученым.  Будет много работать как член правления и руководитель секции в Свердловском областном инженерном научно-техническом обществе лесной промышленности.  

9 января 1960 года Высшая аттестационная комиссии при Министерстве высшего и среднего специального образования СССР утвердит Михаила Михайловича в ученом звании профессора по кафедре транспорта леса. Своей кафедре он отдаст 40 лет жизни. Его вклад в развитие лесотехнического образования и развитие транспорта леса невозможно переоценить. Крупный теоретик, автор более 200 научных работ, многие из которых вошли в учебники вузов как в СССР, так и за границей. Был постоянным рецензентом научных статей как в советских, так и зарубежных журналах.

Награжден орденами «Трудового Красного Знамени» (1951 г.), «Трудовой славы», «Знак почета» (1961 г.),  Орден Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» (11 ноября 1945 г), «За победу над Японией» (1945 г.), «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «50 лет Вооруженным Силам  СССР», Почетный работник лесопромышленности (1939 г.).