ИННОПРОМ-2023: стратегии обновления
В этом году ИННОПРОМ стал площадкой, на которой прошло обсуждение проблем цифровой трансформации различных отраслей экономики и подготовки кадров для обновленных производств.
На дискуссиях по одной из самых актуальных тем нынешнего времени, проводимых под эгидой Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, АНО «Цифровая экономика», собрались представители науки и образования, промышленности, федеральных и региональных органов исполнительной власти. Среди университетов Свердловской области, принимавших участие в обсуждении вопросов, был и наш университет.
Проректор по развитию и цифровизации Лилия Евгеньевна Егорова приняла участие в работе конференции по новым технологиям, проводимой в рамках деловой программы. Основными темами для обсуждения стали цифровизация производства и применение новых технологий в промышленности. Эксперты и спикеры обсудили вопрос о том, как реализуется стратегия импортозамещения в различных отраслях промышленности, какие отечественные технические и программные решения уже используются, какие разработки ведутся, где и какие критические и сквозные технологии применяются.
Сегодня компании активно внедряют в производственные процессы интернет вещей, аналитику больших данных, машинное обучение, роботизацию, облачные вычисления и так далее. И от того, на каком оборудовании и программном обеспечении завтра будут работать промышленные предприятия, зависит, какие компетенции необходимо формировать у будущих специалистов уже сегодня. Именно поэтому в Уральском государственном лесотехническом университете ведется работа по формированию цифровых компетенций в профессиональной деятельности, применению цифровых инструментов и сервисов в качестве средств обучения, в том числе социально-гуманитарным дисциплинам.
Другим важным вопросом, который обсуждался на ИННОПРОМ, стал вопрос сотрудничества университетов и промышленных предприятий. В дискуссиях от УГЛТУ приняли участие ректор Евгений Петрович Платонов и проректор по развитию и цифровизации Лилия Евгеньевна Егорова.
Начало дискуссии было положено министром Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Валерием Николаевичем Фальковым, предложившим обсудить критерии эффективности образовательных организаций.
По итогам выступлений участников дискуссии можно сформировать следующие критерии:
- востребованность университета или образовательной программы у абитуриентов;
- взаимодействие университета с работодателями (включает в себя привлечение работодателей к созданию и реализации образовательных программ, проведению итоговой или промежуточной аттестации);
- востребованность выпускников на рынке труда;
- умение университета на основе унифицированных стандартов готовить квалифицированных специалистов с учетом потребности регионального рынка труда (гибкость образовательных программ, баланс между фундаментальностью и практико-ориентированностью);
- уровень удовлетворенности обучающихся и преподавателей системой образования.
Вполне возможно при анализе результатов работы за 2023 год вуз уже будет оцениваться по новым критериям эффективности.
Продолжила обсуждение механизмов взаимодействия университетов и компаний реального сектора экономики заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дарья Борисовна Кирьянова. В ходе панельных дискуссий был обозначен круг вопросов, ответ на которые волнуют все университеты: каким образом организовать взаимодействие с технологическими партнерами, чтобы оно было эффективным? Должны ли вузы заниматься НИОКР по заказу бизнеса? Каких специалистов от университетов ждут предприятия?
Особое внимание было уделено такому формату сотрудничества как технологические стартапы. И вузы, и предприятия видят в этом будущее органичного взаимодействия. При выполнении проектов от компаний реального сектора экономики у студентов формируются именно те компетенции, которые востребованы со стороны работодателей. При этом студенты получают возможность решать реальную производственную задачу, создать что-то, что будет применяться на конкретном предприятии.
Текущие изменения требуют от промышленных предприятий поиска новых форм работы с вузами. Сейчас созданы условия, в которых университет может стать драйвером развития отраслевой науки, настоящей кузницей подготовки кадров, в том числе за счет ускоренного обучения (профессионального, переподготовки).
Иннопром дал возможность университету установить полезные контакты и получить договоренности о сотрудничестве с предприятиями, университетами нашей страны и Республики Беларусь.