RUS

ENG

DEU

FRA

SPA

POR

CHI

KAZ

TGK

UZB

GEO

ARA

В Москве подвели итоги цифровизации вузов

Проректор по развитию и цифровизации Егорова Л.Е. приняла участие во  Всероссийской конференции «Цифровизация высшего образования: государство, бизнес, наука», где были подведены итоги работы года Минобрнауки России и вузов по цифровой трансформации науки и высшего образования. На конференции принимали участие заместитель главы Минобрнауки России Дарья Кирьянова, заместитель главы Минцифры России Олег Качанов, ректоры и проректоры по цифровой трансформации университетов.

«Мы наблюдаем уверенный рост цифровой зрелости (показатель, характеризующий готовность организации к изменениям и успешность преобразований – прим. автора) российского образовательного сегмента. Конференция проводится для активного рабочего диалога и «ценностной сонастройки» государства и бизнеса с представителями образовательного и научного сообщества. Мы осознаем неизбежные изменения в социокультурной среде и создаем новые условия для перехода вузов на новый путь, который расширяет возможности их работы», — отметила Дарья Кирьянова.

По итогам 2023 года уровень цифровой зрелости науки и высшего образования составляет 45%, а к 2024 году должен достичь 60 процентов (по данным НИУ ВШЭ).

В 40% университетов внедрены автоматизированные системы управления обучением, 69% вузов имеют центры трансфера технологий, 50% разработали и внедрили стратегию цифровой трансформации. Наш университет в их числе. Познакомиться со Стратегией цифровой трансформации УГЛТУ можно здесь.  

За период с 2021 по 2023 гг. организовано межведомственное сетевое взаимодействие, в рамках которого вузы предоставляют различные данные о своей деятельности. Общий объем собираемых данных для переиспользования составляет 126 петабайт в год. Много это или мало? Как утверждает TELE2 это примерно 228(!) лет непрерывного просмотра онлайн-видео.

Одной из основных проблем названо импортозамещение. По словам замминистра образования и науки Дарьи Кирьяновой, более 400 подведомственных образовательных учреждений лишились более 80 процентов лицензий на программное обеспечение, основными провайдерами которого были западные корпорации. В настоящее время в России активно ведутся разработки отечественных программ. Однако, далеко не каждый разработчик готов предоставлять программные продукты вузам по академической лицензии (академическая лицензия – предоставление программ на безвозмездной основе либо с существенной скидкой). Необходимо создать единый реестр программного обеспечения, что даст возможность университетам найти замену используемым ранее программам.

В качестве основных направлений трансформации вузов на ближайшую перспективу названы:

– проведение фундаментальных исследований для технологического суверенитета России;

– трансфер технологий в экономику;

– подготовка кадров будущего, способных выполнять профессиональные действия, опираясь на цифровые сервисы и инструменты;

– ориентация в деятельности любой организации, в том числе и вуза, на клиента, его потребности и запросы.

Контуром всех преобразований должно стать цифровое пространство.