В. П. Калиновский. Научный полк УГЛТУ

«Радость неформального общения с уважаемым тобой педагогом ни с чем не сравнима. Этот человек, обладая огромной эрудицией и глубокими знаниями, загруженный большой работой постоянно искал неформального общения со студентами. К третьему курсу он всегда точно определял возможности своих питомцев, большинство которых знал по имени», - из воспоминаний студента ЛИФА 1958-1963 года, в последствии декана этого же факультета А.А. Добрычева.

Виктор Петрович Калиновский – педагог и декан, которого студенты Лестеха боготворили и уважали. А ведь он совсем не собирался быть наставником.

Родился 7 января 1916 года в г. Клинцы в Черниговской губернии в семье украинских служащих. В 1934 году после окончания средней школы поступит в Ленинградскую лесотехническую академию, который закончит с отличием в 1939 году. В 1937 году его отца арестуют, и он так и не узнает о дальнейшей его судьбе. Мать переедем с сыном на Урал и до конца своих дней будет жить с ним.

Закончив направление «Механизация лесозаготовок и сухопутный транспорт леса» Виктор Петрович получит распределение на Урал. Начнет с должности технорука на Ирбитском леспромхозе. Перед самой войной будет переведен в Курьинский лесопункт треста «Свердлес», затем в июле 1942 года получит бронь и будет назначен заместителем начальника производственного отдела треста, а после возглавит отдел. К концу войны будет сначала занимать должность главного механика, а потом главного инженера.

Награжден медалями «За   доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г» и «За трудовое отличие». Эти две трудовые медали можно сравнивать с их боевыми аналогами — медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».

Лесозаготовительная отрасль на Урале накануне Великой Отечественной войны испытывала серьезные трудности, а трест «Свердлес» был постоянным участником критических выступлений региональных партийных деятелей.

В феврале 1941 года газета «Уральский рабочий» напишет о том, что в области не выполняются решения XVIII съезда ВКП(б) о всемерном развитии производства.  Отмечается, что в последний довоенный год не только добывающая и металлургическая, угольная отрасли не выполняли планы, но и лесозаготовительная. В последней выход деловой древесины не превышал 50%, особо отмечался низкий качественный уровень освоения лесов.  

Помимо культуры производства были серьезные проблемы, связанные и с трудовыми ресурсами. В тресте «Свердлес» были, конечно, свои стахановцы, «Уральский рабочий» приводит конкретный пример, когда стахановский опыт отдельных рабочих служил лишь примером хвастовства со стороны руководства треста, но не как не поводом для распространения положительной трудовой практики, что опять привело к срыву выполнения плана не только в 1940 году, но и в начале 1941.

С началом Великой Отечественной войны ситуация в первый год особенно ухудшилась. Численность рабочих и служащих только в Советском союзе сократилась с 31,5 млн. до 18,5 млн. человек к концу года. А ведь рабочих рук не хватало и до войны.

На Урал направляли так называемые рабочие колонны, формированием которых занимались военкоматы и органы внутренних дел. И в составе этих колонн зачастую были не самые инициативные советские граждане, уроженцы Эстонии, Латвии, Литвы, Бессарабии, Польши, были также немцы, башкиры, венгры и выходцы из советских азиатских республик. И даже с таким контингентом необходимо было наращивать заготовку леса и поставку его на действующие еще до войны заводы, а также предприятия, которые после эвакуации развертывались фактически в чистом поле. Большой объем древесины требовался и для производства древесного угля.

И именно в этих условиях Виктору Петровичу пришлось отстраивать технологический процесс. Он изучал и внедрял новые методы работы на лесозаготовках, новую техническую культуру и использование механизмов.  Руководство треста, ценя его организаторские способности, направляли его на самые ответственные участки.

С его участием впервые был внедрен в Озерском леспромхозе промышленный ток, и вся работа была организована только от него, что значительно повысило рентабельность производства. Количество заготовки леса росло, трест справлялся с возросшими потребностями древесины на предприятиях и за эту работу Калиновский получил благодарность Министра лесной промышленности СССР.  

Возможно, именно в эти годы, Калиновский рос не только как профессионал-производственник, но и как организатор и наставник, который находил нужные слова и решения, чтобы люди работали и ежедневно наращивали производство.

С 1948 года Виктор Петрович начал публиковаться в журналах «Лесная промышленность», делясь опытом по работе автомобильных кранов при погрузке леса, эксплуатацией безбортовых автолежневых дорог, опытом электропильщиков, которые благодаря новой методике давали выработку сверх плана и т.д..  В 1953 году Калиновский В.П. получает рекомендацию на научную работу.

Отметим, что на этот момент у Виктора Петровича была только дипломная работа, написанная в 30-х годах в Ленинградской академии. Работа касалась организации механизированного лесопункта на базе узкоколейной железной дороги с мотовозной тягой.

По словам рецензентов, диплом был очень зрелый и профессиональный. В нем исследовался вопрос выбора руководящего подъема, который являлся весьма интересным элементом научно-исследовательской темы. Работа была проиллюстрирована многочисленными чертежами автора.

Но у Калиновского не было диссертационной работы, а на работу в Уральский лесотехнический институт его пригласили на ставку доцента.

Ученый совет вуза в июне 1953 года направляет в Главное управление высшего образования СССР ходатайство об утверждении инженера по механизации лесоразработок и лесотранспорта Калиновского Виктора Петровича в должности доцента механизации разработок.

В решении совета будет отмечено, что еще, работая в тресте, Калиновский неоднократно выступал на научно-практических конференциях, делясь практическим опытом передовых предприятий. В период с 1951 по 1953 год он успешно вел в УЛТИ курсы «Механизации лесоразработок» и «Техника безопасности и противопожарное дело». Его лекции ценились за высокий научно-теоретический и практический уровень.  

И в сентябре 1953 года Москва дает добро на утверждение Калиновского в должности доцента, на основании примечания к параграфу 14 постановления СНК СССР от 20 марта 1937 года, которое предусматривала возможность получения научного звания без ученой степени.

А в 1956 году Виктора Петровича утвердят в должности декана лесоинженерного факультета. Он будет активно преподавать и заниматься научной работой, привлекая к ней студентов. Его лекции будут пользоваться заслуженной репутацией не только среди студентов, но и производственников, которую будут повышать здесь свою профессиональную подготовку. Он по праву будет много лет возглавлять методическую комиссию, разрабатывая уникальные учебные планы.

И даже будет находить время не только для неформальной воспитательной работе со студентами, но и станет постоянным участником театра «Парадокс», выходя на сцену вместе со своими студентами.

Это был удивительный и неповторимый человек, который проработает в вузе до 1985 года. Его коллеги, вспоминая, напишут: «Неправда, друг не умирает, лишь рядом быть перестает, но Виктор Петрович не перестал быть рядом. Он и сегодня среди нас».