Мы заканчивали институт в военные годы. В это время лесоинженерный факультет заключил договор с отделом лесных и горных предприятий Уралмаш-завода на изыскание, проектирование и строительство однорельсовой навеской лесовозной железной дороги. В этих работах мы и принимали участие. Однорельсовая дорога представляет собой редчайший вид лесовозного транспорта. По оси трассы в грунт вбивают сваи или устанавливают их на лежнях: на основании геодезических измерений сваи срезают и поверху устанавливают балки с соответствующими укреплениями. По верхней поверхности балок укладывают рельсовую нитку. Вот и дороги. Тягач и надвижной состав перемещаются на двухребордных колесах; а уравновешенный груз располагается внизу по обе стороны пути. Высота эстакады не менее 2,5 м.
Изыскательские работы начались зимнее время. Кроме нас, в изысканиях принимали участие студент Бантышев Л. и шесть рабочих. Состав рабочих меняли почти ежедневно, поэтому фамилии многих участников этих трудовых обследований мы не запомнили. на эту работу послали, в основном, бойцов строительного батальона. Их называли в это время стройбат овца. Первые недели мы работали в ботинках и осенних пальто. Нестерпимо мерзли. Немного согревались при закреплении пунктов трассы: надо было даже простейшем случае, я отскрести снег; ломом пробить лунку; изготовить и установить пункт. Только в обед разводили костёр, отдыхали и прослушивали обувь. Помогали туркмены, азербайджанцы, киргизы, казахи - все они с трудом переносили нашу суровую зиму. Получение стеганых курток и бахил было большой радостью. Бахилы это брезентовые чулки, на который одеваются лапти. Каждый вечер обрабатывали журналы угловых, линейных и высотных измерений; вычерчивали планы и профили. Мучительно хотелось курить, а спичечная коробка стоила 5 рублей. Весной начались строительные работы, изготовление мотовоза и подводного состава. Осенью состоялся ровный пробег мотовоза с вагонами по участку Русские дороги. Закончился он успешно. Прибыла из института и пополнения: стали работать прорабами воспитанники института а. Щербаков и в. Абрамов. Много труда вложил в строительство бывший преподаватель института, ныне пенсионер, А. Н. Кочкин. Пробный пуск дороги решили отметить проведения торжественного вечера. Весь коллектив внёс в общий котел дневной паек. Был подготовлен неплохой ужин. руководитель отдела, леспромхоза и строительство поздравили с успехом изыскателей, строителей и механиков. К вечер прошёл хорошо. Хотя и немного было продуктов, полученных по карточкам, но было приготовлено вполне удовлетворительно, по тому времени, угощения. Начальник строительства в. Семёнов, страдающий язвы желудка, сказал: "у нас хорошие люди и славные дела, а у меня в этом вечер такой аппетит, что я согласен съесть пирог, будь он хотя бы и с сеном".
Дорога длительное время работала хорошо и полностью обеспечивала древесиной одно из крупнейших предприятий страны – Уралмашзавод. В этот труд значительный вклад внесли и комсомольцы Лесотехнического института.
Августа Валентиновна и Борис Павлович Шмаковы. Январь 1967 год