Каким видится будущее высшего инженерного образования?

На базе Санкт-Петербургского горного университета состоялось заседание консорциума университетов «Недра», в который входит Уральский государственный лесотехнический университет.

Участники встречи обсудили выработку подходов к совершенствованию инженерного образования и стратегию повышения качества подготовки технических кадров. Накануне университеты – участники консорциума подготовили свои предложения.  Уральский государственный лесотехнический университет направил предложения по изменению сроков обучения и усилению базовой фундаментальной подготовки.

В заседании принимал участие Министр науки и высшего образования Российской Федерации В.Н.Фальков, руководитель образовательного Фонда «Талант и успех» («Сириус») Е. В. Шмелёва, представители Государственной Думы и Совета Федерации Российской Федерации, а также представители вузов-участников консорциума. От Уральского государственного лесотехнического университета в работе совещания принимала участие проректор по развитию и цифровизации Егорова Л.Е.

Одним из главных вопросов, вынесенных на обсуждение, было предложение ввести базовое (основное) высшее образование с подготовкой специалистов с разными сроками обучения (от 4 до 6 лет). В целях углубленной отраслевой подготовки кадров, уже имеющих основное высшее образование, будет предусмотрена возможность получения специализированного высшего образования (магистратура).

Это предложение нашло свое отражение в принятом в этот же день Указе Президента России В.В. Путина о реализации пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования.

По мнению участников заседания, фундаментальность и практико-ориентированность обучения должны быть сбалансированы в процессе подготовки. Для этого в содержании обучения необходимо выделить ядро инженерного образования и   вариативность специализаций, дающих возможность получить необходимые компетенции под запросы отрасли и рынка.

Было предложено разработать единую концепцию социально-гуманитарной подготовки обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования (бакалавриат) вне зависимости от выбранной специальности или направления.  

Много внимания было уделено вопросам фундаментальности предпрофессиональных умений и навыков, создания единого содержательного модуля обязательных дисциплин и практик, что создаст гибкие условия для возможности перевода с одной технической специальности на другую. Благодаря включению в образовательные программы модулей рабочих профессий можно будет углубить компетенции студентов и помочь им ещё на первом этапе обучения окончательно определиться с профессией.

Среди предложений можно выделить:

– увеличение сроков производственной практики (до полугода);

– укрупнение дисциплин и сокращение количества зачётов и экзаменов;

– обязательную организацию стажировок педагогических работников на предприятиях (не реже одного раза в год).

Поднимался вопрос и об организации профориентационной работы с обучающимися школ и колледжей, о качестве подготовки школьников по математике, физике, химии, информатике. Было отмечено, что Минобрнауки России совместно с Минпросвещения России поддерживает проекты вузов по созданию на базе общеобразовательных школ инженерных классов.

В ходе заседания прозвучала инициатива по разработке техническими вузами программ дополнительного профессионального образования для учителей-предметников и обеспечению постоянного повышения их квалификации на базе университетов.

Разработанная консорциумом стратегия включает в себя шаги по модернизации высшего инженерного образования в части содержания и сроков обучения инженеров, что должно привести, по мнению участников совещания, к соответствию уровня их подготовки основным тенденциям развития науки и техники и содействовать социально-экономическому развитию страны.