О становлении лесного дела на Руси... Часть 1
На встречу 90-летию УГЛТУ
Создание отдельного лесного института в Свердловске в 1930 году было обусловлено несколькими причинами. О необходимости лесного образорвания на Урале заговорили задолго до этого момента. И нам кажется, что именно поэтому будет интересно поговорить об истории лесного дела на Руси.
До начала XVIII века в России фактически отсутствовал какой-либо контроль за пользование лесными угодьями. В лесах, принадлежавших высшему сословию, распоряжались по собственному усмотрению. Лес не считался серьезным ресурсом, благо на просторах Российской Империи росло его много.
Вид Большого пруда в Царскосельском парке (автор Семен Федорович Щедрин XVIII век)
Первым лесным юридическим актом общегосударственного значения ныне считается указ Петра I от 19 ноября 1703 года. Этот документ обязал местные власти «описать во всех городах и уездах леса по берегам больших и малых рек, пригодных для сплава, считать заповедными на этих территориях деревья дуба, ильма, вяза, ясеня, карагача, лиственницы и сосны от 12 вершков в толщине». Начатое при первом российском императоре описание лесных ресурсов страны стало первым шагом к их рациональному использованию. Также этот указ вводил жесткое государственное регулирование всех видов лесного пользования по речным берегам, где запрещались рубки в полосах шириной 50 верст вдоль больших рек, и шириной 20 верст – вдоль малых. Еще в документе было такое положение: «…ближе 30 верст от рек, которыми леса плавить возможно, лесов под пашню и под сенные покосы не чистить». Интересно, что петровский указ особо выделил «дубовый массив Ильину гору и Большесурскую рощу в Симбирской губернии, Леонтьев байрак в Харьковской губернии» как первые в России участки заповедного леса. Для практического использования своего указа, и в первую очередь для защиты корабельных рощ от бессистемных рубок, Петр I в 1723 году впервые учредил вальдмейстерскую (лесную) стражупри Адмиралтейств-коллегии. Это ведомство было призвано взять под охрану прибрежные и заповедные леса, а отдельно - пригодные для кораблестроения породы, за порубку которых, как говорилось в тексте, «полагается смертная казнь через повешение или каторжные работы».
Почти сразу новая служба стала выполнять государственные заказы по посадкам дуба и сосны, в первую очередь вдоль берегов Невы в окрестностях столицы. Работы выполнялись военными поселенцами, и это говорит о той важности, которую царь Петр придавал делу озеленения. Хроникеры рассказывали, что государь лично выстраивал в ряд роту солдат и отдавал им команду: «Равняйсь!», после чего служивые прямо перед собой закапывали в землю желудь или семечко сосны. Далее они делали два шага вперед и повторяли процедуру. Впоследствии таким же методом лесные посадки производились в ряде степных губерний. И до сих пор еще по берегам рек в окрестностях Невы, Дона и Волги сохранились небольшие участки старых дубрав и сосняков, посаженные солдатами в петровские времена.
В том же 1723 году государь лично написал и затем издал довольно большим тиражом «Инструкцию обер-вальдмейстеру» – свод всех законов о лесе, обобщивший и уточнивший многие ранее изданные указы. Этим документом предписано было делить заводские леса на 25–30 лесосек, вырубаемых ежегодно по одной. Теперь очевидно, что почти 300 лет назад благодаря этому нововведению в России впервые был заложен принцип постоянного пользования лесом, не приводящего к его истощению, что и является основой современного лесоводства.
В общей сложности за период своего царствования Петр I подписал почти две сотни указов, писем и распоряжений, имеющих прямое или косвенное отношение к охране и рационному использованию лесов, что дает нам основание считать первого российского императора основоположником почти всех современных отраслей лесной промышленности и лесного хозяйства. Многое из того, что было введено петровскими законами, в усовершенствованном виде сохранилось и в современном лесном законодательстве, и во всей российской системе использования лесов. Так, описные книги и ландкарты Санкт-Петербургской, Казанской, Воронежской и ряжа других губерний, где вальдмейстеры вели первые в России лесоустроительные работы, стали прообразом современных таксационных описаний и планов лесонасаждений. Элементы современных рубок ухода можно найти в указах Петра I о подчистке и подрезке лесов. И клеймение деревьев при отпуске леса особыми клеймами, и межевание лесов, и прорубка просек, и установка квартальных столбов в России впервые появилось опять же в петровскую эпоху.