О становлении лесного дела на Руси... Часть 4

На встречу 90-летию УГЛТУ  

О становлении лесного дела на Руси... Часть 4

Предыдущие части можно прочитать здесь.

В 1811 году  Царскосельское лесное училище было переведено из Царского Села на Елагин остров в Санкт-Петербурге и объединилось с Рижским лесным училищем (открытым в 1808 году), Орловским практическо-теоретическим институтом в Форст-институт. В 1813 году в него вливается и Козельский институт. В 1826 году институт переезжает на постоянное место, где сейчас и располагается Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет.

В учебное заведение принимались грамотные дети в возрасте 12—15 лет. В двух низших классах преподавались общеобразовательные дисциплины, в третьем и в четвертом частично изучались специальные дисциплины, а в пятом и шестом — лишь специальные. В регламентированной специальной инструкцией деятельности института важное значение придавалось физическому и нравственному воспитанию: чистый воздух, гимнастика, призрение больных, опрятность, чувство долга как важнейшее из всех чувств после веры, повиновение начальству, почтение к родителям, уважение к старшим.

Сыновья лесных чинов принимались вне конкурса аттестатов. Одаренным студентам предлагалась стипендия, которую они должны были отработать в указанном месте после окончания вуза в течение продолжительности ее получения. По другим данным, эти «казеннокоштные» студенты были обязаны прослужить в Корпусе лесничих не менее 10 лет, а «своекоштные» — не менее 6 лет.

Николай I

В XIX веке активно начинают работать общественные организации. В 1832 году своим указом их узаконил Николай I. Среди них было «Общество для поощрения частных владельцев к бережливому сохранению лесов и распространения познаний о правильном лесоводстве», идея создания которого принадлежит графу Егору Францевичу Канкрину. Именно он  представил Николаю I пакет документов по его созданию. Император написал на титульном листе: «Быть по сему».

Е.Ф. Канкрин

Эта организация по высочайшему указу регулярно получала казенную субсидию, часть которой шла на издание «Лесного журнала». Общество также имело право давать своим активистам и прочим гражданам «медаль особого штемпеля».

В книге профессора И.Г. Бейлина «Очерки по истории лесных обществ дореволюционной России» содержится подробное изложение основных установлений, данных Е.Ф. Канкрином «Обществу для поощрения лесного хозяйства»:

- содействовать бережливому сохранению лесов и распространению познаний о правильном лесоводстве;
- распространять сведения о правильном лесоводстве, «с объявлением, что без оного никак нельзя обойтись в тех местах, где леса уже уменьшились и приходят в расстройство. К сему присовокуплять сведения, какие роды деревьев наиболее свойственны и наиболее могут быть полезны в округах малолесных губерний степных и какими способами, по мере опытов, полагается возможным достигнуть постепенного разведения лесов или рощей»;
- распространять практические сведения по части искусственного лесоводства о правильных методах разведения и рубки лесов;
- распространять сведения о важных успехах, сделанных в России по части правильного лесоводства, за которые Общество вправе давать медали особой чеканки;
- распространять сведения об изобретениях, относящихся к сбережению леса и топлива как в домашнем быту, так и для горных и разных других заводов и фабрик;
- распространять сведения и содействовать в получении высококачественных семян для разведения деревьев, полезных для России;
- поощрять к созданию в безлесных губерниях России рассадников (лесных питомников) отличных лесных деревьев;
- содействовать сбережению дубовых лесов, размножению лиственницы (в европейской части России) и сеянию сосновых рощей там, где строевого леса не достает, в связи с угрожающим недостатком в добром лесе на кораблестроение и постройку домов;
- поощрять садоводство и разведение лучших сортов фруктовых деревьев.
     

 Для достижения этих целей предусматривалось всего три способа работы:

– собирать сведения о положении лесов, о порядке лесоводства в разных частях России и о разных предметах, к сему относящихся;
– обращать внимание публики «на крайнюю необходимость... сбережения лесов, на священную обязанность заботиться о нуждах потомства и на непременную пользу, ожидаемую не токмо для публики, но и для каждого частного владельца от улучшения лесного хозяйства»;
– поставить на вид те причины, от коих у нас потребление или истребление лесных материалов без нужды столь увеличилось, а самые леса прежде времени истощаются, и что отклонением одних сих недостатков леса во многих местах могли бы быть восстановлены и поддерживаемы еще надолго, без употребления утонченных искусственных способов.
 

Созданное «Общество для поощрения лесного хозяйства» состояло под особым покровительством Николая I.  Общество управлялось президентом и вице-президентом, которые избирались каждые четыре года простым большинством голосов, но президента Общества утверждал в должности лично император. Члены и корреспонденты общества также избирались большинством голосов на основании представлений президента, вице-президента или одного из членов общества.

 Первым президентом Общества был назначен Петр Иванович Полетика, член Коллегии иностранных дел, сенатор и тайный советник.

Петр Иванович Полетика

В самом начале организации Общества его численность не превышала 30 членов. К началу 1833 году было избрано 20 членов Общества дополнительно к восьми членам, назначенных императором.

Уже в конце первого года работы было принято решение «приобрести все иностранные кодексы и узаконения по лесной части для составления из оных наставления в руководство частным владельцам лесов», а на последнем заседании того же года было решено выписать все лесные иностранные журналы.

Ровно через год после создания Общества, 25 февраля 1833 г., было намечено решить следующие задачи:

      1) «составить практическую инструкцию об управлении владельческими лесами от 100 до 300 десятин, растущими в средней полосе России, по правилам лесного хозяйства». В инструкции предполагалось в основном освещать вопросы по сохранению, искусственному разведению и естественному возобновлению лесов;
      2) «описать удачные в России опыты остановления летучих и наносных песков посредством укрепления почвы древесными или травяными растениями»;
      3) «показать, какие лесные породы преимущественно способны произрастать на бесплодных степях России; каким образом разводить оные на сих местах и какое хозяйство должно вести в случае разведения леса на бесплодной земле для постепенного удобрения и извлечения прибыли».

Уже в 1833 году на первом годичном собрании Общества, когда слушались материалы о состоянии лесов в России, докладчики отмечали, что «богатейшие леса истреблены почти до основания. Знаменитый Муромский лес превращен в кустарник, величественные Брянские леса, богатейшие насаждения природы по реке Оке уничтожены в течение не столь продолжительного времени; многие места, покрытые непроходимыми лесами, обращены в пустыри и степи, и опустошение лесов распространяется как бы сверхъестественною силою». Подчеркивалось, что на малозаселенном Севере еще сохранилось огромное количество лесов, а «в плодороднейших и самых населенных губерниях леса истреблены почти до основания».(Источник http://www.woodbusiness.ru)

В первые 10 лет Обществом проводилась серьезная работа по «приведению лесов России в известность», чтобы составить по возможности полную лесную статистику. Однако при этом встретились с большими трудностями, так как «частные леса не межеваны, и самим владельцам не известны в точности ни пространство, ни насаждения их». Тем не менее, в отчетах Общества отмечено, что «начало правильного лесоводства в частных лесах... положено в 16 губерниях, где в 30 имениях более 20 тысяч десятин лесов измерены и разделены на лесосеки по хозяйственному плану, определяющему ежегодный прирост, количество порубок и обороты в них, и обеспечивающему продовольствие владельцев и крестьян лесным материалами без истощения лесов».

Отдельной вехой деятельности Общества является создание «Лесного журнала» и его публикации. Программа журнала и сейчас потрясает своей энциклопедической направленностью, но полностью лесной ориентации. Кроме раздела лесохозяйственных наук, который охватывал вопросы лесоразведения, лесоохранения, лесной технологии, лесопользования, лесной таксации и истории лесоводства, было еще четыре раздела. В разделе вспомогательных наук освещались вопросы лесной ботаники, лесной химии, лесного почвоведения, лесной зоологии, включая лесную энтомологию, лесной статистики и лесной топографии. В разделе, посвященном обзору литературы лесных наук, печатались разборы сочинений по лесной части, библиографические сведения и объявления о свежих изданиях по лесным наукам. Кроме того, в этом разделе печатались биографии ученых и заметки о трудах известных лесоводов. В разделе, посвященном описанию достопримечательностей природы и новейшим изысканиям и наблюдениям, помещались описания необычайных и редких природных явлений, а также сведения об изобретениях по лесной части, описания полезных лесных орудий, приборов, инструментов и коллекций. Сведения о лесных учреждениях, статьи об охоте, задачи и анекдоты, лесные и охотничьи, печатались в разделе «смесь».

Продолжение следует