Об истории УГЛТУ. Часть 1.

КАК ЭТО БЫЛО…

В данном материале мы хотели бы познакомить читателя с подробностями создания Уральского государственного лесотехнического университета. Надеемся, что наши исторические изыскания позволят читателю узнать о вузе некоторые малоизвестные факты. Материалы подготовлены на основе документов, хранящихся в Государственном архиве Свердловской области, а также на основе отрывочных воспоминаний и записей очевидцев того времени.

До Октябрьского переворота высших учебных заведений, готовящих специалистов лесного дела на Урале не было. Талицкая лесная школа, основанная в 1896 году, готовила специалистов среднего звена – лесных кондукторов.

В конце XIX века профессор Переход в журнале «Лес и его разработка» (выходил в Екатеринбурге) писал, что положение дел в лесном хозяйстве таково, что настоятельно требует подготовки специалистов с лесотехническим образованием.

22 октября 1917 года в Екатеринбурге открылся Горный институт, при котором имелось лесное отделение. В то время на нем училось семь человек. Развитие советской высшей школы в этот период носило характер невиданного в мировой практике быстрого количественного роста (число вузов выросло почти в пять раз) при столь же невиданном качественном ухудшении. Это ухудшение было неизбежным даже при относительно нормальном политическом климате, ибо невозможно в такой короткий срок обеспечить такое возросшее количество вузов квалифицированным преподавательским и административным персоналом, учебными помещениями и общежитиями для иногородних студентов, библиотеками и лабораторным оборудованием.

Но поработать этому институту нормально не пришлось. Началась Гражданская война. Летом 1918 года вспыхнул чехословацкий мятеж, власть в городе переходила из одних рук в другие. Часть студентов была мобилизована на фронт, другие эвакуировались с институтом на восток. И только в 1919 году, после восстановления советской власти в городе, институт вновь начал свою работу. Но просуществовал он недолго и не выпустил ни одного специалиста.

В 1920 году Декретом Совета Народных комиссаров, подписанным В.И. Лениным, был основан Уральский государственный университет, в составе которого было инженерно-лесное отделение.

 

Екатеринбург. «Уральский рабочий» №5 от 7 января 1921 года.

«Инженерно-лесной факультет получил свое начало еще в старом Уральском горном институте. Но тогда он носил характер обычного лесного отделения Высших учебных заведений, ставящего своей задачей выработку ученых лесоводов, но не лесных инженеров в настоящем смысле этого слова…

…При преобразовании весной 1920 года, старого лесного факультета в Инженерно-лесной с двумя отделениями, инженерным и лесным, учебный план намечал задачу выпуска лесных техников по специализации по указанным двум категориям… Инженерно-лесной факультет должен был дать высших техников, которые имели бы достаточную подготовку, чтобы после самостоятельной практики сделаться специалистом по лесоводству, лесоустройству, лесоуправлению, механизации лесных заготовок и транспорта лесопильному делу и вообще древообделу, углению и сухой перегонке дерева по экспорту леса и по экономике лесного дела.

 Организация факультета, помимо общих всему университету работ по приспособлению зданий к нуждам факультета, требовала собирания учебного материала и коллекции, что производилось попутно при практических занятиях студентов по зоологии и ботанике в лесах Урала, а также получения учебных пособий, инструментов, книг и прочего, что производилось делегацией в Москве. К началу текущего года были оборудованы кабинеты и лаборатории по кафедрам зоологии и ботаники и кабинет по общему лесоводству. Систематическим занятиям препятствовали отсутствие мебели, электрического освещения, стекол и проч. Несмотря на трудность задачи привести в порядок помещение факультета (верхний этаж бывшего старого Епархиального училища) при крайнем недостатке строительных материалов и рабочих рук, чтение лекций началось в назначенный срок; одновременно с теми усилиями преподавателей и студентов шло посильное оборудование факультета.

К концу семестра уже начались лекции по всем предметам 1-го курса: по ботанике, основной биологии, зоологии, математике, механике, химии, геодезии, введение в лесоводство и политической экономии. Оборудованы кабинеты и лаборатории по ботанике, зоологии, энтомологии, общему и частному лесоводству, механической обработке дерева, по таксации лесоустройству.

Выпускники и преподаватели Талицкой лесной школы

Организуются кабинеты по строительному и инженерному искусству по пчеловодству и мастерская механической обработки дерева. Намечаются места для древесного питомника, разрабатывается вопрос об учебном лесничестве с образцовым лесным хозяйством, о лесной опытной станции и о пасеке. На факультете 107 студентов и 29 преподавателей. Для 2-го курса читаются лекции по органической химии, анатомии растений и лесоводству. Практические занятия, ввиду отсутствия света, ведутся в очень ограниченном размере…

Профессоры: К. Семенов, А. Шестаков.»

Семенов Константин Сергеевич – профессор, декан лесопромышленного факультета

Шестаков Андрей Валентинович – декан инженерно-лесного факультета УрГУ

В 1922 году инженерно-лесное отделение было передано химико-металлургическому факультету Уральского политехнического института, который входил в состав УрГУ.

К 1925 году составе УрГУ оказались только технические факультеты, поэтому Постановлением Совнаркома УПИ был выделен из УрГУ как самостоятельный вуз, а инженерно-лесное отделение преобразовано в лесопромышленный факультет УПИ.

Факультет располагался в 2-х этажном кирпичном здании на ул. Декабристов, 58  (сейчас здесь располагается Екатеринбургский экономико-технологический колледж).

Базой научно-исследовательских работ и учебных практик являлось Таватуйское учебно-опытное лесничество.

Факультет не мог удовлетворить потребность в специалистах. За 10 лет было подготовлено всего 81 инженеров-технологов.

Необходимость создания отдельного учебного заведения для лесной промышленности назрела окончательно.   

5 мая 1930 года приказом Высшего Совета Народного Хозяйства СССР УПИ был реорганизован в ряд отраслевых высших учебных заведений, а лесопромышленной факультет преобразован в Уральский лесотехнический институт - УЛИ.

Проведенное в 30-е годы разделение мощных политехнических вузов не только в Свердловске, по существу, являвшихся техническими университетами, на отдельные отраслевые вузы, при всей     своей кажущейся прогрессивности,  существенно снизило возможности междисциплинарных научных исследований и обучения в целом. Именно в 1930-е годы окончательно произошла трансформация места высшего образования в жизни общества. Из центров науки и образования вузы в СССР окончательно стали, в основном, центрами только образования. Наука была выведена из вузов в систему Академии наук СССР и ВАСХНИЛ СССР и союзных республик и отраслевые институты ведомств. Учёные двояко оценивали влияние этого процесса на науку: наряду с очевидными плюсами (специализация) здесь были и столь же очевидные минусы (отрыв от обучения и подбора талантливых студентов для науки). Тем не менее именно этот момент является судьбоносным в зарождении и развитии лесотехнического образования не только для Урала, но и для огромного региона СССР, простирающегося от предгорий Урала до Тихого океана.

Преподаватели и студенты 3-го курса УПИ лесной специальности

Первым директором института был назначен ученый лесовод Валентин Владимирович Марцинкевич, а его заместителем профессор Нимвицкий Анатолий Августович.

Валентин Владимирович Марцинкевич

Нимвицкий Анатолий Августович

В институте были созданы лесоэксплуатационное, лесоинженерное, лесотехническое и лесохимическое отделение.

На первом этапе формирование шло непростым путем. Вновь созданные учебные заведения Свердловска между собой конфликтовали, пытаясь перетянуть одеяло на себя. Необходимость решения проблем организации обучения, поиска зданий и помещений, формирование штата профессорско-преподавательского персонала, решения вопросов бытового обеспечения элементарными вещами и удобствами студентов и работников вузов нашли свое отражение в бесстрастных, но очень красноречивых строках сохраненных документов.

Вот лишь некоторые свидетельства истории, говорящие о непростых отношениях бывших коллег.

«ЛЕСПРОМУ РСФСР, УПРАВЛЕНИЮ ТРУДА И КАДРОВ. Москва.

Представляю выписку из письма начальнику Главпромкадров ВСНХ за подписью зам.председателя прав­ления Всехимпрома, сообщенного в Уральский Лесо­технический Институт Уральским Химико-Технологи­ческим Институтом  19 октября 1930 года.

Эта часть письма совершенно не соответствует действительному положению дела.

Лесохимические специальности I/ углежжение и сухая перегонка дерева, 2/терпентинное и канифольно-экстрационное производство открыты на Лесопромышленном Факультете Уральского Политехнического Института в гор. Свердловске с осени 1929 года по учебным планам, утвержденным Главпрофобром НКПр, в ведении которого находился тогда Уральский Политехнический Институт; кроме того, тогда же по распоряжению Главпрофобра от­крыта на лесопромфаке специальность по целлюлозно-бумажному производству. Из учебных планов химичес­кого факультета эти специальности была исключены осенью 1929 года и оставлены лишь студенты-выпуск­ники по целлюлозно-бумажному производству до конца 1929-30 учебного года.

Начиная с ноября 1929 года в связи с вопросом о кадрах инженеров и их подготовке неоднократно на заседаниях Уралоблсовнархоза, а затем Уралплана этот вопрос обсуждался и было постановлено иметь выше­указанные специальности в составе Лесопромфака, при этом  местные хозяйственные организации, ведущие на Урале углежжение, сухую перегонку дерева, целлюлозно-бумажное и терпентинное производство, высказывались за то, чтобы эти специальности были на лесопромфаке, про­тив этого был лишь Северохим, который лесохимических производств на Урале не имеет.

На специальном совещании при Управлении УПИ с участием представителей Уральских хозорганизаций состоялось такое же постановление, утвержденное директором УПИ А.О. АЛЕКСАНДРОВЫМ.

Ликвидком УПИ, распределяя специальности, оборудо­вание и преподавателей между образованными из факультетов УПИ институтами постановил, что специальности 1/углежжение и сухая перегонка дерева, 2/терпентинно и канифольно-экстракционное производство, 3/целлюлозно-бумажное производство передаются УЛИ, преподаватели целлюлозно-бумажного производства, числившийся на Химфаке П.Ф.ВОЛГИН передается в распоряжение УЛИ, лаборатория Химфака по целлюлозно-бумажному производству подлежит передаче УЛИ. Постановление о передаче (лаборатории Уральским Химико-Технологическим Институтом до сего времени не выполнено, несмотря на все наши требования, наконец Леопром РСФСР утвердил 19.12. 1930 указанные выше специальности в УЛИ на 30-31 уч.год.

Совершенно неверно утверждение Всехимпрома о том, что "исключая Урал, везде лесохимическая специальность  находится в составе химических ВТУЗ-ов".

Всехимпром пренебрегает этими фактами, неверно излагает фактическое положение дела, не считается с мнением Уральских хозяйственных и советских организаций и выступает против принципа отраслевого ВТУЗа, который обязан готовить основных специалистов для всех  производств лесной отрасли промышленности, а лесохимический  и целлюлозно-бумажная промышленность  только части лесной и промышленности, которая неизбежно идет и придет к созданию комбинатов, где леоозаготовки, транспорт леса и всей механической и химической переработки дерева неразрывно связаны между собой. В настоящее время лесохимическая и целлюлозно-бумажная промышленность на Урале находится в составе лесных, а не химических трестов, например, КУЛ*а лесного управления Уралмета.      

Уральский Лесотехнический Институт просит принять все меры в Главпромкадре и других организациях к ско­рейшему окончательному решению вопроса, в котором УЛИ занимает не только единственно-правильную с теорети­ческой точки зрения позицию, вполне современную, но и вы­полняет прямое задание Леспрома, утвердившего 12/У1-30 указанные выше специальности в составе УЛИ.

В настоящее время имеется на всех семестрах этих специальностей 42 студента, в 1929-30 учебном году выпущено 7 инженеров, будет принято в 1930-31 уч.г. 20 сту­дентов, в 1931-32 - 40 студентов и будет выпущено в 39-31 г. -13 инженеров, и в 1931-32 г, - 11 инженеров.

В настоящее время, когда Уральский Химико-Технологи­ческий Институт, нарушая наши бесспорные права, старается создать у себя специальности параллельные специальностям, имеющимся в Уральском Лесотехническом Институте, созда­ется положение, которое приносит серьезный вред в труд­ный момент развертывания отраслевых ВТУЗов.

Зам;Директора УЛИ по Учебной Части А.А.НИМНИЦКИЙ».

Сложный забюрократизированный язык документа говорит о том, насколько серьезно конкурировали между собой учебные заведения. Уральский Химико-Технологи­ческий Институт как отдельный отраслевой вуз просуществовал совсем недолго. 28 мая 1934 году все отраслевые втузы, кроме Уральского лесотехнического Института, были объединены в Уральский индустриальный институт (УИИ), в его состав на правах химико-технологического факультета (ХТФ) и вошел УХТИ.

Продолжение следует.