Рождение кафедры «Автомобилестроение» связано с началом становления УЛТИ. В октябре 1931г. приказом ректора института была образована кафедра технической механики, где велись курсы технической, прикладной и теоретической механики, сопротивления материалов, детали машин, подъёмно- транспортных машин, технологии металлов, в дальнейшем ещё и гидравлики.
   По мере увеличения контингента студентов в вузе из кафедры происходило выделение новых кафедр. Так, в 1938г. выделилась кафедра строительной механики, а в 1952г. – кафедра детали машин и кафедра технологии металлов.
    Когда институт приступил к подготовке инженеров механиков и технологов для целлюлозно-бумажной промышленности (ЦБП), кафедра детали машин взяла на себя заботы вести новые курсы по расчету, конструированию, монтажу, ремонту и эксплуатации бумагоделательных машин, оборудования ЦБП и с 1969г. стала выпускающей кафедрой, получив новое название машины и аппараты ЦБП и детали машин.
  Большое количество читаемых курсов как общетехнических (на различных факультетах), так и специальных (на лесомеханическом факультете), большой объём разноплановых задач вызвали необходи­мость реорганизации укрупненной кафедры, и в 1982г. приказом ректора института были образованы кафедра детали машин и кафедра машины и оборудование ЦБП.
    В настоящее время кафедра имеет современную учебную и научную базы: четыре учебных лаборатории по прикладной механике, деталям машин, подъёмно-транспортным машинам отрасли, промышлен­ным работам и манипулятором; полигон грузоподъемных машин; три класса автоматизированного проектирования; научная лаборатория по исследованию напряжений в деталях машин поляризационно-оптическим и тензометрическим методами.
   Шесть преподавателей (один профессор, два доцента и три старших преподавателя), все сотрудники задействованы для занятий со студентами 1-5 курсов очной и заочной форм обучения практически на всех институтах вуза.
     Ветераны: Кучумов Е.Г., Ковалев Р.Н, Загребина Т. В., Петушкова Г.М. - более 35 лет активно трудятся в университете.
    Ежегодно на кафедре проходят обучение почти по 30-ти дисциплинам более 1200 студентов. Из них около 200 студентов выполняют курсовые проекты по основам расчета и конструирования машин химико-лесного ком­плекса и также около 200 студентов выполняют курсовые проекты по подъёмно-транспорным машинам, прикладной механике и конструированию узлов и механизмов автомобилей и тракторов. Кафедра по статусу является выпускающей ежегодно выпускает 20-30 дипломников по тематике заводов, с которыми она сотрудни­чает. В настоящее время по решению Областного правительства кафедра ведёт подготовку инженеров-конструкторов для машиностроительных предприятий лесной отрасли и предприятий оборонного комплекса.
    На протяжении всей истории кафедры её возглавляли известные учёные: профессор Муравьёв Л.Н.(1931-1938гг.), доцент Ушаков П.В. (1938-1942,1942-1949гг.), профессор Мовнин М.С.(1942-1945гг.) доцент Конюхов С.М.(1949-1955гг.), профессор Чижевский М.П.(1955- 1977гг.), профессор Санников А.А. (1977-1982гг.), профессор Шабалин Л.А. (1982 – 2010гг.), профессор Баженов Е.Е. (2010-2018 гг.), доцент Ляхов С. В. (2018г. – по настоящее время). Успешно с ними трудились заведующие лабораторией: Краев А.К., Кириченко В.М., Гагарин В.П., в настоящее время успешно трудятся специалисту учебно-вспомогательно персонала: Петушкова Г.М., Гагарин В.П., Побединский Е.В.
     Развитие кафедры, её место в подготовке специалистов в вузе всегда было связано с развитием машиностроения на Урале, в том числе и машиностроения для лесных отраслей. Кафедра всегда четко реагировала на потребности промышленности в создании новых машин и занимала лидирующие позиции в вузе по эффективности научных исследований. Наиболее значимые исследования кафедра проводила в 1960-1990гг., то есть в те годы, когда Государство считало машиностроение приоритетной отраслью развития всего народного хозяйства СССР. Вначале это было отдельные конструкторские разработки машин, механизмов, оборудования по заказам предприятий, которые затем переросли в серьёзные научные направления по исследованию динамики, виброакустики, диагностики, надежности машин и выполнялись по заказам министерств, связанных с лесной отраслью.
     Следует особо сказать о роли студенческого конструкторского бюро (СКБ), организованного профессором М.П. Чижевским и активно работавшим в вузе в 1960-1970 годах. Через СКБ УЛТИ прошли сотни выпускников вуза, которые потом в промышленности занимали ведущие инженерные должности, связанные с машинным производством. Да и большинство преподавателей технических кафедр вуза прошли школу СКБ и глубоко благодарны его руководителям: Шевченко А.Г., Борозднну В.М., Шабалину Л.А., Назарову Е.С., Сенниковой Т.Ф., Мышкину Л.Б.
    В 1960-1982гг. на кафедре образовались четыре научных направления по виброакустике машин целлюлозно-бумажного и деревообрабатывающего производств, по динамике машин ЦБП, по динамике и надёжности машин лесопильного производства.
  Руководители этих направлений Чижевский М.П., Старжинский В.Н., Санников А.А., Шабалин Л.А. вместе со своими помощниками провели огромный объем исследований по созданию новых машин, по улучшению эксплуатационных показателей работающего оборудования. Как небольшой пример к сказанному: группа преподавателей во главе с Мишиным С.А. и Никулиной Г.В. провели инструментальное обследование вибрационных параметров оборудования ЦБП практически всех заводов, расположенных на территории бывшего СССР от Калинин­града – на Западе до Сахалина – на Востоке и от Архангельска – на Севере до Згудиди и Ташкента – на Юге.


Профессор Чижевский М.П. со своими молодыми учениками-коллегами Черемных Н.Н. и Шабалиным Л.А.

    В 1976г. при кафедре была создана отраслевая научно- исследовательская лаборатория по исследованию и испытанию новых образцов лесопильного оборудования, выпускаемого станкостроитель­ными заводами Главдревстанкопрома. Под руководством Шабалина Л.А. в поселке Северка в Учебно-опытном лесхозе института были построены здание и три стенда по испытанию новых образцов лесопильных рам производства Вологод­ского, Даниловского, Новозыбковского и Тарбагатайского станкозаводов.
   Вчерашние выпускниками лесомеханического факультета, ставшие младшими, а за тем и старшими научными сотрудниками кафедры Виноградов В.Ф., Кучумов Е.Г., Новоселов В.Г. провели в лаборатории большой объем серьезных научных исследований по динамической нагруженности, напряжённо - деформированному состоянию, надёжности элементов и механизмов восьми лесопильных рам. Новые конструкции пильных рамок – Виноградова В.Ф., сварные шатуны и шатунные подшипники – Кучумова Е.Г., приводы механизмов резаняия – Новосёлова В.Г. были внедрены во многих новых моделях лесопильных рам и до сегодняшнего дня надёжно работают в серийно выпускаемом оборудовании указанных станкозаво­дов. И как положительный результат работы- Виноградов В.Ф., Кучумов Е.Г., Новосёлов В.Г. успешно защитили кандидатские диссертации в Ленинградской лесной академии. Через лабораторию прошли десятки выпускников – лесомехаников, защитивших дипломные проекты по тематике лаборатории и успешно работающие на производстве.
     О значимости работ, выполненных в лаборатории под руково­дством Шабалина Л.А., можно судить хотя – бы ещё по двум примерам, имеющих различный «выход»
  В 1980г. по предположению Главдревстанпрома Вологодское головное конструкторское бюро (ГКБД) разработало (руководитель проекта А.П. Головачёв) для войсковых сапёрных частей принципиально новую конструкцию передвижной лесопильной рамы с полным уравновешиванием вертикальных и горизонтальных сил инерции. Изготовил опытные образцы новой рамы Новозыбковский станкозавод. Двухгодовые испытания этих образцов на производстве, несмотря на многочисленные модернизации, не дали, из-за низкой надежности многих элементов, положительных результатов. И только после того, когда доводку машины поручили лаборатории (основной исполнитель работы Белошейкин В.С., который в дальнейшем успешно защитил кандидат­скую диссертацию), лесопильная рама по решению Государственной комиссии была рекомендована к серийному производству и выпускается сегодня для воинских частей.
   В период перестройки по предположению нескольких заинтересо­ван­ных научных и производственных организаций Вологодское ГКБД разработало проект двухэтажной лесопильной рамой с гидравлическим приводом «синхронизированной подачи» распиливаемого материала. О сложности предложенного механизма говорит его стоимость, которая была равна стоимости серийно выпускавшейся двухэтажной лесопильной рамы. О предполагаемой выгоде такого механизма (повышение произ­во­дительно­сти до 30% , улучшение качества поверхности пиломатериа­лов) в тот период было опубликовано большое количество научных работ. Не­зави­си­мую проверку механизма было поручено лаборатории, где в тече­ние двух лет (ответственный исполнитель от кафедры Морозов О.А.) с различными доделками и переделками, с участием различных комиссий, была доказана практически «нулевая» полезность предлагаемого привода. Чтобы остановить «напор» авторов проекта пришлось провести в большом объеме уникальные сравнительные исследования сил резания, нагруженности элементов механизмов, энергопотребления.
     Как уже было отмечено, что на кафедре, не являющейся выпускающей, все же более 100 студентов защитили по её научной тематике ди­плом­ные проекты. Многие из них: Овчинников М.Д., Фурсов В.Н., Сандал А.Л., Поротников А.Т., Конев В.М., Рожкин А.М., Чагин С.В., Коркин А.В., Морозов О.А., Кириченко В.М., Фисюк Ю.П., Пхор Б.С., Шпреер А.Г., Воробьёв В.Л. - поддерживают с кафедрой устойчивые связи и оказывают ей помощь.


Посещение кафедры детали машин Губернатором Свердловской области Э.Э. Росселем – историческое событие для всего коллектива кафедры.

   Следует особо отметить значительный вклад Чижевского Михаила Петровича и Санникова Александра Александровича, Шабалина Леонида Андреевича, который они внесли в повышение уровня преподавания на кафедре, в развитие её материальной базы, в подготовку научно-педагогических кадров. Посещение кафедры детали машин Губернатором Свердловской области 16 мая 2008г. и его положительная оценка её работы являются подтверждающим итогом высокого статуса кафедры детали машин не только в своём вузе, но и среди технических вузов России.
    В соответствии с решением Ученого совета УГЛТУ от 17.10.2013 года кафедра "Детали машин" переименована в кафедру "Автомобилестроение", в 2015 году к кафедре присоединена кафедра «Начертательной геометрии и машиностроительного черчения». В настоящее время кафедра имеет современную учебную и научную базу: учебные лаборатории по деталям машин, механике, подъемно-транспортным машинам, робототехники; кабинет курсового и дипломного проектирования; класс автоматизированного проектирования и два компьютерный класса; полигон грузоподъемных машин; научно исследовательские лаборатории по динамике и надежности, по исследованию напряжений в деталях машин сложной формы тензометри­ческим и поляризационно-оптическим методами.