Краткая история института

     История ХТИ неразрывно связана с историей Уральского государственного лесотехнического университета, за годы своего существования прошедшего путь от лесотехнического института до лесотехнической академии и, наконец, до настоящего имени.
     Уральский лесотехнический институт (ныне Уральский государственный лесотехнический университет) был организован приказом ВСНХ за № 1326 от 5.05.30 г. В состав его первоначально вошли четыре отделения, включая лесохимическое. Это отделение, а в последствии - кафедра лесохимии, явились родоначальниками нашего современного факультета (ныне - института), которому в 2020 г. исполнится девяносто лет.
     В мае 1931 г. прошла первая структурная реорганизация факультета. Вместо четырех отделений были сформированы специальности, в том числе по сухой перегонке древесины и углежжению. Первую кафедру факультета, которая выросла из недр этой специальности, возглавили сначала профессор А.А.Нимвицкий, а затем профессор В.Н. Козлов, проработавший ее бессменным руководителем 32 года. Кафедра лесохимии впоследствии была переименована в современную кафедру химической технологии древесины, биотехнологии и наноматериалов. С именем В.Н.Козлова связаны одни из самых ярких и содержательных страниц развития, как факультета, так и самой лесохимии на Урале. Не случайно в 1997 г для двух лучших студентов факультета была учреждена именная стипендия имени профессора В.Н. Козлова.
     Становление специальностей будущего химико-технологического института (первое название - факультет химической технологии древесины) проходило в период интенсивного развития многих отраслей народного хозяйства, когда потребность в инженерных кадрах, в том числе и для лесной, деревообрабатывающей промышленности и производств по переработке древесины, была исключительно острой. Факультет, изначально созданный для подготовки специалистов лесохимиков, в дальнейшем быстро превратился в крупное многопрофильное полихимическое подразделение. В 1937 г. в Екатеринбурге был закрыт Уральский научно-исследовательский лесохимический институт (УНИЛХИ). По приказу министра лесной промышленности Уральскому лесотехническому институту был передан учебно-лабораторный корпус на проспекте имени Ленина, 79.

     В этом здании до 2005 г. располагалась большая часть подразделений факультета. С 2005 г. большинство кафедр факультета находится в новом современном учебном корпусе рядом с главным учебным корпусом УГЛТУ на Сибирском тракте.

    В 1959 г. факультет химической технологии древесины был переименован в химико-технологический и к началу шестидесятых годов сформировался структурный костяк факультета. Это общенаучные кафедры общей и неорганической химии, физической и аналитической химии, органической химии, а также выпускающие кафедры: химической технологии древесины, технологии переработки пластмасс и химии древесины и технологии ЦБП.
         В 1976 г. по инициативе нового ректора института Е.И.Казанцева была открыта четвертая выпускающая кафедра физико-химической технологии защиты биосферы, а факультет начал подготовку новых специалистов в области защиты окружающей среды по специальности "Технология рекуперации вторичных материалов промышленности".
          В разные годы своего существования факультет возглавляли деканы.

     В 1997 г. факультет сменил свое название на инженерно-экологический (ИЭФ), а в 2013 г. по инициативе ученого совета факультета был переименован в институт химической переработки растительного сырья и промышленной экологии (ИХПРСиПЭ).

     Декан Инженерно-экологического факультета, а впоследствии директор Института химической переработки растительного сырья и промышленной экологии, профессор, д.т.н. Вураско Алеся Валерьевна.

      В 2019 г. приказом ректора на основании решения Ученого совета УГЛТУ ИХПРСиПЭ переименован в химико-технологический институт (ХТИ).

    Возглавила институт, профессор, доктор химических наук, заведующая кафедрой физико-химической технологии защиты биосферы Первова Инна Геннадьевна.

   Особенностью подготовки выпускников факультета всегда были и есть большой объем лабораторно-практических занятий, индивидуальной самостоятельной и аудиторной работы, в том числе и научно-исследовательской. На каждой кафедре по-своему организован учебный процесс с учетом сложившихся традиций, профессиональной направленности. Однако есть одно общее, что объединяет коллективы - стремление отойти от традиционных форм проведения занятий, поиск новых индивидуальных и коллективных форм контакта со студентами, повышающих их уровень конечной подготовки и ответственность за результаты.