Кафедра транспортных систем создана 01.10.2023 года путем присоединения кафедры сервиса и эксплуатации наземного транспорта к кафедре автомобильного транспорта и транспортной инфраструктуры. Исполняющей обязанности заведующего кафедрой является кандидат технических наук О.С. Гасилова.

Кафедра сервиса и эксплуатации наземного транспорта создана в 1982 году. В период с 1982-1988 гг. называлась кафедрой «Машины и оборудование лесного хозяйства», с 1988-1998 гг. – «Машины и оборудование лесной промышленности», с 1998 по август 2020 года «Сервиса и эксплуатации транспортных и технологических машин», с августа 2020 года носила название – «Сервиса и эксплуатации наземного транспорта». Первым заведующим кафедрой был кандидат технических наук Новоселов А.В, с 1988 г. заведующим кафедрой стал выпускник УЛТИ кандидат наук Кралин В.С., в период с 1990-2016 гг. заведующим кафедрой был избран выпускник УЛТИ кандидат технических наук Панычев А.П. Последним заведующим кафедры являлся доцент, кандидат наук, выпускник УГЛТУ - Чернышев Д.О. Названия направлений подготовки на кафедре менялись с развитием отрасли - «Машины и оборудование лесного комплекса», «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования», «Автомобильный сервис», «Автомобили и тракторы» и «Сервис транспортных и транспортно-технологических машин автодорожно-строительного и лесного комплексов». За период своей деятельности кафедрой выпущено свыше 2000 инженеров-механиков, работающих в настоящее время на инженерных и руководящих должностях автотранспортных, машиностроительных, сервисных, ремонтных предприятий, жилищно-коммунального хозяйства и лесного комплекса, в органах полиции и различных государственных и коммерческих предприятиях. В 2014 году в Уральском государственном лесотехническом университете при поддержке Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора, филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по УрФО, филиала Росавтотрас по УрФО, ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области создан Уральский центр повышения квалификации работников автомобильного транспорта (УЦПКРАТ). УЦПКРАТ является ведущим в Уральском регионе образовательным и учебно-методическим центром по подготовке учебно-методических материалов, выработке рекомендаций по совершенствованию условий, связанных с повышением квалификации и аттестацией работников автомобильного транспорта.

Кафедра автомобильного транспорта и транспортной инфраструктуры была основана в 1936 г. и вначале называлась «Тяговые машины», с 1982 г. - «Автомобили и тракторы», с 2002 г. - «Автомобильный транспорт», в 2020 г. кафедра стала называться «Автомобильный транспорт и транспортная инфраструктура». Первым заведующим кафедрой был талантливый организатор и педагог доцент, кандидат технических наук Ерахтин Д.Д., работавший в этой должности до 1943 г.; с 1946 по 1962 гг. кафедрой заведовали лауреат Сталинской премии, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор Орлов С.Ф.; кандидат технических наук, доцент Гохман Ш.М.; доктор технических наук, профессор Багин Ю.И.; кандидат технических наук, доцент Коломак М.Я.; кандидат технических наук, доцент Басс А.И. С 1999 г. кафедрой заведовал кандидат технических наук, доцент Сидоров Б.А.

В начальный период своей истории на кафедре преподавались дисциплины по устройству, эксплуатации автомобилей, тракторов и тепловозов, а также обучали студентов вождению автомобилей и тракторов. С 1952 г. кафедра стала выпускающей по специальности «Машины и механизмы лесной и деревообрабатывающей промышленности». В 1980-х гг. в Свердловской области возникла острая потребность в специалистах с высшим образованием в области автомобильного транспорта. Поэтому в 1978 г. открывается специальность «Автомобили и автомобильное хозяйство».

В связи с переходом высшего образования на уровневую систему кафедра одной из первых в России в 1993 г. открывает подготовку бакалавров по направлению «Эксплуатация транспортных средств». Следствием начавшейся бурной автомобилизации, многократного увеличения объема перевозок автомобильным транспортом, стала нехватка кадров по организации и управлению на транспорте, которых не готовили ни в одном из вузов нашей области.  Для устранения кадрового дефицита в 1994 г. осуществляется первый прием студентов на новую специальность «Организация дорожного движения». В 2000 г. происходит первый прием студентов на специальность «Организация перевозок и управление на транспорте» (автомобильный транспорт).

В 2001 г. открывается магистратура по направлению «Эксплуатация транспортных средств». Для подготовки специалистов высшей квалификации по управлению на транспорте на кафедре в 2000 г. открыта аспирантура еще по одной научной специальности «Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте». В  1994 г. на базе кафедры начали работать курсы повышения квалификации по безопасности дорожного движения для работников автотранспортного комплекса, на которых обучились тысячи специалистов. Это значительно способствовало поддержанию связей кафедры с производством, повышению качества учебного процесса. С 1999 г. начали проводиться исследования по оценке безопасности дорожного движения в Свердловской области.

В 2005 г. на базе кафедры начал работу Научно-исследовательский институт безопасности движения под руководством Карева Б.Н., в котором в настоящее время впервые в России проводятся исследования, направленные на уменьшение числа ДТП в рамках системы ВАДС. Кроме этого, выполняются расследование и экспертиза особо сложных ДТП по решению судов и заявкам предприятий и частных лиц. В проведении научных исследований активно участвуют студенты, использующие полученные результаты в выпускных квалификационных работах и курсовых работах.

Кафедра транспортных систем в русле традиций нашего вуза имеет тесные связи с производством и чутко откликается на его потребности. Поэтому наши выпускники всегда востребованы на производстве и их знания способствуют инновационному развитию предприятий.