Об истории УГЛТУ. Часть 2
Продолжение. Часть 1.
Первые годы работы института были особенно тяжелыми. Не хватало учебных помещений, общежитий, но уже было спущено задание по приему. 12 июня 1930 года состоялось экстренное заседание при правлении Труда и кадров ВСНХ РСФСР.
Заготовка леса 1920-1930-е годы
Заместитель директора УЛТИ И.Н. Жижин докладывал о нуждах института и о перспективах в дальнейшем.
«Бурный рост социалистической промышленности Урала перед нами настойчиво выдвигает вопрос организовать на Урале ряд институтов, и в частности, лесотехнический», – сообщил товарищ Жижин.
Были предложены факультеты: лесохозяйственный, лесомеханический, лесохимический и лесотранспортный, куда должны войти следующие специальности:
- лесокультурный (возобновление лесных насаждений);
- лесоорганизационный (таксация и лесоустройство);
- лесоэксплуатационный (лесное хозяйство и лесозаготовки);
- лесоэкономический;
- лесотранспортный (заготовки и сухопутный транспорт леса);
- лесосплавной и мелиоративный (сплав леса и мелиорация сплавных рек и лесных земель);
- лесомеханический (лесопильное и деревообделочное производство);
- лесохимический (углежжение и сухая перегонка дерева, подсочка, производство канифоли и скипидара);
- целлюлозно-бумажный.
На тот момент в вузе числилось 222 студента, а план приема на 1930-1931 год составлял 360 человек. Из них 180 планировали набрать летом, остальных весной. С 1 сентября институт должен был организовать курсы для подготовки рабочих во ВТУЗ для 250 человек. И на эти цели необходимо изыскать 445 804 рубля.
Заседание первой кафедры лесохимического факультета (1931г).
Слева третий и далее А.Д. Мишин, А.А. Нимвицкий, В.Н. Козлов
Впрочем, дирекция ВТУЗа не было согласна с организацией курсов в таком виде. Основной уклон необходимо было сделать на рабфак, так как в это время институт уже получил в наследство после реорганизации два рабочих факультета, на которых несмотря на то, что существовали всего полгода, уже числилось 300 человек. Один факультет работал в Новой Ляле, второй в Надеждинске (ныне Серов). Институт планировал осенью довести контингент рабфака до 600 человек.
Вывозка живицы 1932 год
Однако, по словам тов. Жижина, есть «узкие места», которые этому могут помешать. Нет средств не только на развертывание института, но и даже на заработную плату научных сотрудников и административно-технического персонала.
«Мы имеем отчаянную нужду в научных работниках, где слыхано, что в Институте было только два профессора, вновь пригласить кого-либо мы не имеем возможности в силу нашей бедности, как в средствах, так и наличия ужасного жилищного кризиса на Урале. Не лучше обстоит дело с научным оборудованием лабораторий, ибо без пополнения научного оборудования, а также и расширения лабораторий мы не в состоянии будем обслужить, имеющийся контингент и тех, которых намечаем к осеннему набору. Хуже всего обстоит вопрос с обеспечением студентов весеннего и осеннего наборов студенческими общежитиями, так как на сегодняшний день у нас нет ни одного квадратного метра жилой площади ни для студентов, ни для научных работников. Чтобы не поставить под угрозу срыва прием, а также последующих наборов, мы решили у себя в Институте немедленно построить 5-ти этажный корпус для общежития студентов, стоимость этого здания определяется по правительственным лимитам 500.000 рублей. Мы рассчитываем отдать постройку этого здания, Начальнику Главвтузстроя тов. Звереву В.Н., это здание будет, закончено, вполне годное для жилья студентов, к 15-го февраля 1931 года. На оборудование этого общежития, как-то кровати, постельные принадлежности, столы, стулья потребуется / для 180 чел./ 26.000 рублей».
В заключение тов. Жижин сообщил, что на все работы имеется подробная смета, которая находится в Финансовом Управлении – «членораздельно характеризующая нужды Института».
Нужно немедленно перевести Институту: на зарплату 53.000 рублей, на оборудование студенческих общежитий - 26.000 рублей, стипендии студентов 16.100 рублей, на строительство студенческого общежития как аванс 200.000 рублей, на покупку квартир от Горкомхоза для профессуры и научных работников 100.000 рублей.
После обсуждения выступления тов. Жижина постановили: «Учитывая тяжелое положение Уральского Лесотехнического Института и принимая во внимание большие перспективы Института:
- отпустить до конца операционного года на зарплату научно-исследовательского и административно-технического персонала - 53.000 рублей;
- выделить 16.000 рублей для обеспечения студентов стипендией;
- разрешить Дирекции Уральского Лесотехнического Института немедленно приступить к постройке 5-ти этажного здания для общежития студентов, вместимостью для 600 чел., с таким расчетом, чтобы строительство закончить: годное для жилья не позднее 15-го февраля 1931 года. Постройку сдать подрядным способом Начальнику Главвтузстроя тов. Звереву В.Н. Ассигновать для этой цели 500.00 рублей, в счет этой суммы перевести в июне месяце 200.000 рублей, остальные в первом квартале следующего операционного года.
- Выделить 26.000 рублей на оборудование студенческих общежитий для осеннего приема (180 человек)».
Общежитие №1
В конечном итоге Институт начал работу имея в своей структуре четыре отделения: лесоэксплуатационный, лесоинженерный, лесомеханический и лесохимический.
В 1934 году отделения были преобразованы в факультеты: лесоинженерный, лесохимический и технологический. Последний уже в 1936 году был ликвидирован, а лесоинженерный переименован в факультет механизации лесоразработок и сухопутного транспорта леса (МЛИТ).
Бригада по изучению лесорубочного инструмента
Вернемся к изучению документов тех лет.
Из докладной записки директора УЛТИ В.В. Марцинкевича председателю правления Леспрома ВСНХ РСФСР от 22.05.1930: «В 1930-1931 году Институт должен принять 325 человек. Лимитом приема являлись общежития, на одного студента в среднем приходилось по 2,89 кв. метра».
Марцинкевич В.В . директор УЛТИ 1930-1931 годы
Главной учебной площадкой стало здание Екатеринбургского епархиального училища, где в 30 комнатах разместился новый уральский вуз. Учебных площадей было недостаточно, поэтому институту отвели дополнительно еще 19 комнат в бывшем здании Уральского строительного института на ул. 8 марта.
Большую часть всех площадей УЛТИ занимали кабинеты и лаборатории. Для проведения практических занятий были оборудованы столярно-механическая мастерская и лесопильный завод, а для научно-исследовательских работ – дендрологический питомник и Таватуйский учебно-опытный лесхоз.
Таватуйское лесничество поселок Шаманиха
студенты 4-го курса Н.Лебедев, П. Гордеев, П. Кочкин, А. Мишин
на производственной практике 1930 год
В 1933 году УЛТИ передали часть здания на проспекте Ленина, 79 (1000 кв.м и 600 кв. м. на правах аренды), ранее эти площади занимал Уральский научно-исследовательский лесохимический институт (УНИЛХИ).
В апреле 1935 года Институту перешло здание школы ФЗУ Наркомата внутренних дел ( ныне УЛК-1). Это здание дважды достраивалось в 1935-1936 годах добавился физкультурный зал (теперь здесь библиотека) и пристрой (сейчас здесь кабинеты ИЛБ), в 1954-1955 года сдана надстройка пятого этажа восточного крыла (сейчас здесь учебные аудитории).
Лаборатория механизации лесоразработок
В 1936 году строят общежитие, котельную, заканчивают работы на главном учебном корпусе. Все машины института обслуживают в первую очередь строительство, в эти годы на строительстве еще во всю использовались и лошади.
Учебный год 1936-1937 года начался уже в новом здании на Сибирском тракте. В этом же году была построено и сдано в эксплуатацию студенческое общежитие №1 (теперь это усеченный вариант первого строения).
Испытание бензомоторной пилы.
На снимке студенты 30-х годов Гордеев, Прокопьев, Одиноких, Кочкин, Штраст
1 сентября 1936 года в новом здании устанавливается штат дежурных уборщиц и швейцаров. Часы занятий с 9 до 15 дня. Сотрудники работают с 9 до 15.30. Устанавливается строжайшая охрана имущества. Были назначены ответственные лица за сохранность лабораторий, кабинетов. Например, Голиков В.И. отвечал за кафедру и кабинеты лесопиления и деревообработки в новом здании.
Филатов А. И. директор УЛТИ 1935-1937 годы
26 ноября 1936 года сняты леса со строительства главного корпуса, но работы продолжались. Так, согласно приказу директора УЛТИ А.И. Филатова (возглавлял вуз с июня 1935 по 14 января 1937 года) на перекрытия «физкультурного зала использовать было велено только лучший по качеству материал. Объявляются регулярные взыскания за плохую техническую отчетность, и в тоже время вводятся новые меры по ускорению работ: «Приказ №152 от 17 августа Наркомлес от 26.VII. с.г. предложил УЛТИ построить и сдать в эксплуатацию общ. 31.XII стоимостью 500 тыс. руб. На капитальный ремонт бывшего здания ЦНИХа – 50 тыс. руб. Приказываю с 20 августа приступить к строительству студенческого общежития, работы вести в 2 смены – 16 человек».
По ряду документов становится понятно, что работы и учеба в то время велись в непростых условиях.
Квалификационная комиссия
(слева-направо) профессор Преображенский А.М., доцент Васечкин В.С., профессор Козлов В.Н.,
инженер Назаров Н.К., доцент Дектярев В.Ф., профессор Нимвицкий А.А., доцент Мишин А.Д., Конструктор Кривоусов А.Я.
Отопительная система в здании не была готова, поэтому во время октябрьских заморозков занятия в главном корпусе отменяли, а на Декабристов, 58 и Ленина, 59 вели в обычном режиме. В связи с отсутствием освещения в ряде аудиторий в главном корпусе с 20 декабря занятия начинали для студентов с 10 часов утра, а бухгалтерия работала с 10.30.
В апреле 1938 года был обнаружен гриб, разрушающий перекрытия учебного корпуса. Создали комиссию, которая обследовала все перекрытия и разработала меры по борьбе с вредителем. Перекрытия удалось спасти.
«Народному комиссару Лесной промышленности Союза ССР тов. Иванову В.И.
Генеральная смета Уральского лесотехнического Института предусматривает строительство следующих объектов:
- Учебное здание 49,4 кбм – 1662,4 т.р.;
- Общежитие студентов на 300 человек 16,9 кбм – 713,4 т.р.;
- Гараж на 10 автомашин 2,2 кбм – 73,0 т.р.
- Стрелковый тир и спортплощадка – 62,0 т.р.
- Банно-прачечный комбинат 2,9 кбм - 115,56 т.р.
- Проектно-сметные работы – 50,0 т.р.
На 1 января 1937 года учебный корпус готов на 86,58 %, общежитие на 15,28 %, гараж на 81%, тир и спортплощадка на 9,17%. Для окончания работ дополнительно требуется 1 365,3 т.р. Разрыв объясняется тем, что сметы на основании которых была исчислена генеральная смета, имели много пропусков и дефектов с технической стороны их составления. Кроме того, были исчислены в ценах 1934 года. Строительный сектор ГУУЗа при утверждении данных смет не обращал внимания на их полное содержание и утвержден механически. ГУУЗ неоднократно ставился в известность о необходимости пересмотра и утверждения пересоставленных смет, но результатов нет. Ставлю данный вопрос на Ваше личное разрешение.
Начальник строительства УЛТИ Постников. 5 февраля 1937 года».
Выпускники лесотехнического факультета 1931 год
В начале 1938 года институту полностью передали здание на проспекте Ленина, 79 и два жилых дома для сотрудников и преподавателей.
Выпускники лесомеханического факультета 1931 год
Но улучшение материально-технической базы было все-таки не главной задачей. ВТУЗ должен был в первую очередь готовить специалистов, в которых очень нуждалась страна.
Выпускники лесотехнологического факультета 1931 года
Еще в феврале 1930 года Уралобком ВКП(б) направил в ЦК ВКП(б) специальное письмо «По вопросам о кадрах лесного хозяйства и лесной промышленности», в котором давалось обстоятельное обоснование необходимости открытия на Урале лесотехнического института. В нем прежде всего обращалось внимание на огромные лесные богатства Урала (около 70,3 млн га), подчеркивалось, что заготовка леса (включая деловую древесины и дрова) должна увеличиться с 25 млн. м3 в 1929/30 г. до 42 млн. м3 в 1932/1933 г.. Чтобы успешно справляться с такой задачей нужны были квалифицированные кадры лесного профиля. Только инженеров для лесного хозяйства и лесной промышленности требовалось около 4 тысяч.
Выпуск инженеров сухопутного транспорта леса 1934 год
Обеспечение институт квалифицированными научно-педагогическими кадрами с самого начала было одной из самых сложных задач. Из Уральского политехнического института в новый вуз перешли работать ряд крупных ученых в области лесного дела, такие как К.С. Семенов, А.С. Казанский, Б.А. Кроль, В.О. Клер, А.А. Немвицкий, Ф.Ф. Симон, В.И. Переход, а также заявившая о себе молодежь из числа выпускников советской высшей школы Н.М. Жуликов, В.Н Козлов, М.М. Корунов.
Продолжение следует.