Область научных интересов

Научная деятельность кафедры является основой подготовки специалистов и бакалавров высшей квалификации, стимулирует профессиональное саморазвитие профессорско-преподавательского состава посредством участия в научной публикационной активности, способствует вовлечению студентов в процесс научных исследований.
Преподаватели кафедры регулярно повышают свою квалификацию, в 2019 год курсы повышения квалификации прошли 13 преподавателей (38 удостоверений по ПК). Большинство преподавателей имеют повышение квалификации, позволяющее проводить различные мероприятия в рамках ВФСК ГТО, некоторые имеют официальный допуск к физкультурно-оздоровительной работе в формате инклюзивных технологий. Часть преподавателей сами включены в список педагогов, проводящих практические и теоретические учебные занятия по темам физической культуры, спорта и здоровьесберегающим технологиям в системе Института развития образования Свердловской области.

Тематика научных исследований, проводимых на кафедре, связана с проблемой сохранения и укрепления здоровья учащейся молодёжи с помощью: внедрения в учебный процесс инновационных физкультурно-оздоровительных технологий; развития массового физкультурного движения через активизацию участия обучающихся и педагогов в обновлённом Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе (ГТО); экологизации сознания обучающихся, за счёт активного использования вспомогательных средств физического воспитания.
Кафедра ежегодно принимает участие в научно-практических конференциях различного уровня, работы публикуются в коллективных монографиях, в научных сборниках и журналах, в том числе для молодых учёных и студентов. Так, за период 2016 – 2019 гг. преподаватели участвовали в написании: одной монографии, шести коллективных монографий, 22 статей из реестра ВАК, 47 статей в научных журналах и научных сборниках РИНЦ и E-library, 52 статьи в научных конференциях, 8 учебно-методических пособий.

Основное научное направление кафедры: здоровьесбережение учащейся молодёжи средствами физической культуры, спорта и туризма.

Задачи: Теоретическое описание основных понятий и проблемных вопросов теории управления и физического воспитания на основе комплексной системы мониторинга состояния психофизического развития и подготовленности обучающихся. Разработка технологии анализа информированности преподавателей и студентов о состоянии психофизической подготовленности. Активизация педагогической деятельности по формированию у обучающихся субъектной позиции в отношении сохранения индивидуального здоровья.

Актуальность исследования по данной теме обусловлена особой значимостью развития психофизических качеств, от состояния которых зависит как здоровье, так и будущая профессиональная деятельность студентов. Ежегодно в вузы поступают до 25 % студентов, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Около 50% обучающихся имеют те или иные отклонения в здоровье. При этом наиболее часто встречающаяся патология – это заболевания опорно-двигательного аппарата, пищеварительной системы и органов зрения. Это необходимо учитывать в организации образовательного процесса по физической культуре.

Мониторинг состояния психофизической подготовленности студентов необходимо включать в систему информационного обеспечения управленческих решений, поскольку в государстве и в образовании ужесточаются требования по совершенствованию доступной образовательной среды для всех категорий обучающихся: от спортсменов высокой квалификации до лиц с ограниченными возможностями здоровья. От уровня оптимальности информационного обеспечения зависит эффективность функционирования системы управления не только физическим воспитанием в вузе, но и качеством профессиональной деятельности будущих специалистов и бакалавров. Специфика предложенного мониторингового обследования состояния физического развития и подготовленности студентов заключается в том, что интервал времени, через который осуществляется тестирование, является величиной постоянной – два раза в год. Следовательно, мониторинг позволяет постоянно накапливать информацию о психофизическом состоянии студентов, анализировать данные в динамике, в том числе и на основе использования компьютерных технологий. Кроме того, по завершении по завершении дисциплины проводится мониторинг теоретических знаний обучающихся в физкультурно-оздоровительной и спортивной сфере.

Под управлением физическим воспитанием на основе мониторинга состояния физической подготовленности понимается управление качеством образовательного процесса, основанное на мониторинговых обследованиях (тестировании кондиционных и координационных физических качеств, особенностях мотивации к двигательной деятельности, выбора репрезентативных видов двигательной деятельности), обработке результатов мониторинга и создании информационной базы данных физической подготовленности, рейтинговой системы контроля, социологических исследованиях (анкетировании преподавателей и студентов).

Объектом мониторинга являются психофизические возможности студентов всех направлений бакалавриата и специалитета, относящиеся по состоянию здоровья к основной, подготовительной и специальной медицинской группе, а также временно освобождённые от практических занятий по физической культуре.

Предмет мониторинга – психофизическая подготовленность студентов 1-3 курсов (кондиционные физические качества: сила, гибкость, быстрота, выносливость; комплексное координационное качество – ловкость; физическая работоспособность; аспекты мотивации к двигательной деятельности; общетеоретическая подготовленность в физкультурно-спортивной и оздоровительной сфере). Основной особенностью предмета мониторинга является его динамичность, поскольку уровень психофизической подготовленности студентов постоянно изменяется в соответствие с динамикой социо - культурных процессов.

Мониторинг состояния психофизической подготовленности студентов должен проводиться с целью получения информации об уровне развития двигательных качеств студентов, достигнутом в рамках существующей системы физического воспитания, для принятия обоснованных управленческих решений по совершенствованию процесса физического воспитания в вузе нефизкультурного профиля.

Суть управления на основе мониторинга психофизической подготовленности студентов заключается в том, что преподаватели физической культуры и студенты на основе оперативной мониторинговой информации составляют алгоритм действий по коррекции и/или совершенствованию индивидуальных психофизических качеств студентов или их спортивному совершенствованию, а руководители получают возможность с помощью механизма обратных связей эффективно осуществлять управленческие функции. Реализация такого подхода возможна при осознании субъектами процесса физической подготовки конечных целей своей деятельности, воплощенных в реальные планы и ориентированных на конкретный конечный результат – формирование личности обучающегося, способной к самостоятельной повседневной здоровьесберегающей деятельности средствами физической культуры, спорта, туризма.

Научно-исследовательская работа со студентами  на кафедре ФВиС

Для выявления талантливой в научном отношении молодёжи и формирования у студентов внутренней мотивации к научным исследованиям на кафедре ведётся научно-исследовательская работа со студентами (НИРС) в рамках работы студенческого научного объединения (СНО). С результатами своих научных исследований студенты принимают участие в конференциях, в научных журналах. Основная тематическая направленность студенческих научных работ относится к сферам физической культуры и спорта, здоровьесберегающим технологиям, экологизации сознания человека в современном мире.

С 2016 года по 2018 год студентами под руководством преподавателей кафедры опубликовано 18 научных работ на конференциях различного уровня и три работы в научных журналах. Всего 24 обучающихся проявили научную публикационную активность под руководством преподавателей кафедры. Студенты под руководством преподавателей кафедры регулярно участвуют в работе студенческой научной конференции УГЛТУ. С февраля 2019 года на кафедре ФВиС начало свою работу студенческое научное объединение «ЗОЖ как категория качества жизни».

Цель деятельности СНО: приобщение студентов к научно-исследовательской деятельности, формирование научного мировоззрения, раскрытие творческого личностного потенциала обучающихся.

Задачи, реализуемые СНО:

  1. Создать условия для повышения научных знаний в области физическая культураэ и спорта, здоровьесберегающих технологий.
  2. Сформировать мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни у студенческой молодежи.
  3. Способствовать содействию эстетического воспитания, нравственного поведения, сохранения и укрепления здоровья молодежи.

В 2019 году в рамках студенческого научного объединения 13 студентов опубликовали научно-исследовательские работы в научных журналах «Форум молодых учёных», «Теория и практика современной науки».

По итогам XXIX Всемирной зимней универсиады в г. Красноярске - 22 студента различных институтов и факультетов УГЛТУ участвовали с докладами в рамках Круглого стола, организованного кафедрой ФВиС.

К научно-исследовательской деятельности также активно привлекаются студенты, временно освобождённые от практических занятий по физической культуре. Ими проводятся социально-педагогические и экологические исследования в рамках научной тематики кафедры и подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Планируются Конкурсы студенческих научных работ на темы:

  • «Мотивация студентов к здоровому образу жизни»;
  • «Здоровье в контексте профессиональной успешности бакалавров»;
  • «Физическая культура – составляющая здоровья»;
  • «Профилактика профессиональных заболеваний средствами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности»;
  • «Проблемы и последствия гипокинезии в современном мире»;
  • «Кинезитерапия как основа самообеспечения здоровья»;
  • «Научно-методическая организация самостоятельных занятий двигательной деятельностью»;

По результатам участия в научно-исследовательской деятельности студенты награждаются дипломами или сертификатами участников.